американские мосты на обводном почему такое название
Американские мосты в Петербурге: история и интересные факты
История Американских мостов через Обводный канал в Петербурге начинается ещё в первой половине 19 века.
Мосты были построены в 1840-е годы в рамках строительства Петербурго-Московской железной дороги, именуемой с 1955 года Николаевской, а с 1923 — Октябрьской.
Руководил строительством моста американский инженер Д. В. Уистлер. Собственно национальность инженера — это и есть ответ на вопрос, почему Американские мосты так называются.
Деревянный мост через Обводный канал, построенный Уистлером по системе Гау-Журавского, простоял около 30 лет.
В 1869 году было принято решение заменить деревянные мосты на Николаевской дороге металлическими. Проектные работы возглавил выдающийся российский инженер-мостовик Николай Белелюбский.
С самого времени постройки мосты ни разу толком не ремонтировались, что периодически приводило к транспортным проблемам: из-за небольшой высоты пролетов (всего 3,3 метра) нередки были случаи, когда фуры застревали под их сводами, соответственно, образовывались многочасовые пробки.
Таким образом, Американские мосты стали в каком-то смысле прообразом знаменитого «моста глупости».
Вообще, в официальном реестре названий объектов городской среды все пять переправ были названы Николаевским железнодорожным мостом (по прежним названиям Московского вокзала и Октябрьской железной дороги).
Однако 31 декабря 2008 года постановлением правительства Петербурга произошло переименование в Американский мост. Это обусловлено тем, что «мост назывался Американским практически все время своего существования».
Интересно, что Топонимическая комиссия приняла решение назвать несколько мостов единственным числом — «Американский мост», по причине того, что официальными формулировками множественное число — «мосты» — попросту не предусмотрено.
С 2006 по 2012 год производилась реконструкция Американских мостов, вследствие чего на южном и северном берегах Обводного канала появились соответственно шести- и четырёхполосные набережные протяженностью около 1 км с открытыми углублёнными тоннелями в районе мостов.
Современные Американские мосты. Вид сверху.
В настоящее время Американские мосты являются одной из главных достопримечательностей Обводного канала, ежедневно радуя своим видом сотни тысяч людей.
Американские мосты
Необычное название для мостов в России, не правда ли?
Тем не менее, каскад мостов для первой переправы трассы Питер — Москва со стороны Московского вокзала через Обводный канал, который совсем недавно претерпел вторую (за 170 лет существованию) реконструкцию.
Интересно?
Каскад мостов в этом месте выглядит вполне естественно, учитывая, что переправа фактически разделяет многообразие путей при Московском вокзале на пассажирскую и техническую части.
В интернете есть картинка современного плана.
Но и первоначальная история создания весьма увлекательна.
Изначальная конструкция мостов была сделана американцем Джорджем Вашингтоном Уистлером, который не только привез с собой технологии, но и во многом спроектировал всю ветку от Москвы до Питера.
А уже после подготовки проекта взялся за создание мостов.
Конструкция являлась во многом революционной — это была почти классическая в наше время ферма, только выполнялась она из деревянных балок.
К сожалению, фотографии исходной конструкции не смог найти, но по данному проекту были построены и другие мосты на трассе.
Например — Мстинский мост.
Если представить, то примерно одна такая балка как раз и перебрасывалась через Обводный канал.
Кстати, вот здесь можно посмотреть на его ровесника, который выполненный в камне и не иначе как чудом уцелел около Колпино.
Тем не менее, мосты оказались может и хорошими, но уже в конце 1860-х каскад Американских мостов заменили на практически идентичный вариант, только ферма уже была воплощена в металле.
В таком виде мосты и просуществовали до самого 21 века.
Как вы уже могли видеть на заглавной карточке, аутентичность облика современные инженеры не сохранили.
И, видимо, следующие 100 лет мы будем видеть именно такую картину.
Хуже это или лучше?
Не знаю. Для городского облика, возможно, симпатичнее.
Любопытно, что современную конструкцию, которая еще даже толком не вступила в эксплуатацию, уже облюбовали фотографы.
Некоторые снимки, которые попадаются в сети, позволяют выразить мнение, что апгрейд скорее удачный чем нет, а классический Американский каскад навсегда останется в памяти поклонников старинной инженерии.
История американских мостов в Петербурге
Безымянный остров отделен от левого берега Невы Обводным каналом, а соединяет эти две части группа так называемых американских мостов.
Американскими они называются потому, что первые деревянные конструкции в этой местности были построены под руководством инженера из США Д. В. Уистлера, проект их создан был тоже американцем Уильямом Гау.
Благодаря этим строениям были связаны между собой Невский и Центральный районы Северной Пальмиры. Строили американские мосты в Петербурге в течение десяти лет, а функционировать они начали в 1850 году. Входили они в состав Николаевской железной дороги.
Основное новшество и отличие их от других проектов заключалось в том, что деревянные фермы (пролеты) мостов стягивались металлическими балками (стержнями), что существенно их укрепляло, практически не добавляя веса всей конструкции в целом.
В дальнейшем эти все расчеты были перепроверены и усовершенствованы русским инженером Д. Журавским, который был помощником Уистлера при возведении первых конструкций. Основное изменение заключалось в том, что элементы фермы стали делать разной толщины.
Это было связано с тем, что Журавский доказал, что чем ближе находятся вертикальные раскосы и тяжи к опорам, тем большую нагрузку они испытывают. Уистлер согласился с этими доводами, и в дальнейшем было построено более 270 американских мостов в Петербурге по проекту Гау-Журавского.
Тридцать лет спустя деревянные мосты решили заменить металлическими, проект которых был создан выдающимся российским инженером Н. Белелюбским.
История одного названия. Американские мосты в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербургской топонимике можно найти немало отсылок к другим городам и странам. Например, прогуливающиеся по Невскому проспекту туристы могут взглянуть на дом Голландской церкви. Посетители Александровского парка в Царском селе имеют возможность пройтись по Китайским мостам. Жители города, пребывающие в Северную столицу самолётом, едут в город по Московскому проспекту, те же, кто предпочитает путешествовать «Сапсаном», проезжают по Американским мостам на Обводном канале.
Хм… С Голландской церковью вроде бы всё понятно, Петербург всегда был интернациональным городом. Именование мостов Китайскими можно объяснить влечением архитекторов к восточной тематике. А вот с Американскими мостами сложнее. Они были подарены нам Штатами? Или же их строили выходцы из Америки? Давайте разбираться вместе.
Американские мосты в Санкт-Петербурге
Как добраться на метро
Дойти до мостов пешком можно от двух ближайших станций метро — «Обводного канала» и «Лиговского проспекта». Путь займёт около 10-15 минут.
Немного истории
Несмотря на то что часто название этой переправы употребляется в единственном числе — Американский мост, конструктивно это целая группа из пяти мостов. В настоящее время для обозначения каждого из них используются литеры.
Мосты были построены для Николаевской (сегодня она именуется Октябрьской) железной дороги. Деревянные переправы появились здесь в первой половине XIX века. Позже, в 1860-х годах конструкции одного из мостов были заменены на металлические. В начале XX века западнее было выстроено ещё несколько подобных переправ.
Электропоезд на мосту. На дорожках часто можно встретить спортсменов и велосипедистов
Американский мост, литера Е
Так что же с названием? Всё просто, наименование появилось в 1860 году. Оно связано с изобретателем Уильямом Гау, по системе которого был выстроен один из первых деревянных мостов. Несложно догадаться, что этот архитектор был выходцем из Америки.
«Сапсан»
Первоначально мост именовался Николаевским железнодорожным
В Топонимической энциклопедии можно найти информацию, что первоначально мост именовался Николаевским железнодорожным. Здесь мы видим отсылку к Николаевской железной дороге, на которой он и располагался.
Локомотивное депо
Обводный канал в этой части разделяет Центральный и Невский районы города
В 2000-х годах началась затянувшаяся на долгое время реконструкция самих мостов и проезжей части под ними. Сегодня же движение под переправами открыто без каких-либо ограничений, по обоим берегам Обводного канала тянутся дорожки для пешеходов, которые, впрочем, облюбовали также велосипедисты, роллеры и скейтеры.
Вид с Каретного моста
Под мостами проходят пешеходные дорожки
Если говорить в целом о петербургских переправах, то Американские мосты меркнут на фоне многих других переправ. Например, одним из самых популярных у туристов неизменно является Банковский мост со знаменитыми грифонами. Но всё же я уверен, что комплекс американских мостов будет интересен как настоящим фанатам железных дорог, так и любителям истории нашего города, далёким от железнодорожной тематики. Удачных путешествий!
Если кратко, в целом:
- исторические железнодорожные переправы; интересное место для любителей истории объектов транспортной инфраструктуры; сюда легко добраться на метро или велосипеде, под мостами проходят широкие дорожки.
наб. Обводного канала, дом 43, сооружение 1, литера А
Архивные фото старых мостов
из Internet
Архивные фото старых мостов
из Internet
Суть проекта заключалась в том, что мостовой пролёт являлся деревянной фермой с раскосами, стянутой поперечными железными стержнями (это и было новшеством). Металлические элементы сделали мост значительно прочнее без существенного увеличения веса сооружения.
Мост через Обводный канал, построенный Уистлером по системе Гау-Журавского, простоял около 30 лет.
В 1869 г. было принято решение заменить деревянные мосты на Николаевской дороге металлическими. Проектные работы возглавил выдающийся российский инженер-мостовик Николай Белелюбский.
Белелюбским были систематизированы конструкции металлических ферм, и на базе этого предложены типовые решения мостов. Несмотря на то что конструктивная схема нового Американского моста изменилась, внешнее впечатление от многораскосной металлической фермы в чём-то перекликается с деревянной фермой системы Гау-Журавского. Металлический мост тоже двухпутный, как и его деревянный предшественник.
В 1906 г. с низовой стороны, вплотную к Американскому мосту, получившему после этого № 1, был построен однопутный Американский мост № 2, а в 1911 г. к «американцам» был добавлен двухпутный под литерой Б.
В 1913 г. был построен двухпутный мост под литерой Е, и в 1916 г. композицию завершил мост под литерой А.
Со времени постройки первый мост стал называться Американским за свою конструкцию. Позже, после строительства других мостов, название переходило и на них.
В официальном реестре названий объектов городской среды все пять переправ были названы Николаевским железнодорожным мостом (по прежним названиям Московского вокзала и Октябрьской железной дороги). Однако 31 декабря 2008 года постановлением правительства Петербурга его переименовали в Американский мост. Это обусловлено тем, что «мост назывался Американским практически все время своего существования». Единственное число топонима в Топонимической комиссии объясняют тем, что статуса «мосты» нет. Тем не менее название Американские мосты (именно Американские и во множественном числе) упоминалось до официального переименования на дорожных указателях, извещавших о том, что в связи с ремонтом объезд возможен по КАД и по Володарскому мосту.
Реконструкция мостов началась в 2006 г.
23.11.2007 открылся дублёр рядом моста под литерой А (он расположился западнее его). По дублёру идут первый и третий главные пути на Москву. Мост-«американец» под литерой А должен быть снесен полностью. На его месте по проекту института «Ленгипротранс» построят новый. У него будет всего две опоры, и длиной пролётного строения 101,5 метра тогда как нынешний имеет шесть и короче на 25 метров. Такими же станут после реконструкции и другие николаевские переходы (все пять будут совершенно одинаковыми). Для их сооружения применят металлические арочные фермы. Уже сейчас одна из этих переправ построена. Для её возведения разобрали двухэтажное здание поста, где находился пульт управления всеми стрелками и светофорами станции Санкт-Петербург-Главный. По окончании строительства этого перехода, которое намечено на конец года, на него и переведут движение поездов с моста под литерой Б.
В апреле 2008 г., в связи с несогласованностью работы РЖД и муниципалитета, и работ по реконструкции лиговского проспекта, был назначен новый срок открытия первой нитки переправы: с начала мая назначено статическое и динамическое испытание моста путём загрузки его локомотивами.
Испытания состоялись 6 мая 2008 г. и на мосту открылось маневровое движение железнодорожного транспорта.
Окончательно пассажирское движение переключили перед реконструкцией моста под литерой Г в апреле 2009 г.
В настоящий момент реконструированны мосты под литерами А, Е и Б, Г и В.
В июне 2009 г. собирались начать реконструкцию набережных Обводного канала под мостами. Планировалось, что на первом этапе будет построен автомобильный мост в створе Днепропетровской ул., часть которого (опоры по северной и южной сторонам набережной, уже построены Мостоотрядом № 75, далее разберут и соорудят новый Ново-Кирпичный мостчерез реку Волковку.
Первый генподрядчик ООО «Флора» не исполнило взятых на себя договорных обязательств и контракт с ним был расторгнут. Выполнение работ передано компании «Мостострой № 6» и открытие дороги было отложено на конец 2013 г.
25.12.2012 было открыто движение под Американскими мостами. В результате реализации проекта на южном и северном берегу канала появились соответственно шести- и четырёхполосные набережные протяженностью около 1 км с открытыми углублёнными тоннелями в районе мостов (текст из Википедии с сокращениями, дата обращения 19.04.2016.)