что такое морской протест нотариуса

4. Морской протест

В силу статьи 394 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Морской протест в соответствии с пунктом 17 статьи 35 и пунктом 16 статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) является нотариальным действием, совершаемым нотариусами и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

что такое морской протест нотариуса. Смотреть фото что такое морской протест нотариуса. Смотреть картинку что такое морской протест нотариуса. Картинка про что такое морской протест нотариуса. Фото что такое морской протест нотариуса

Заявление о морском протесте делается:

в порту Российской Федерации — нотариусу;

в иностранном порту — должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи дней с момента своего прибытия или прибытия судна в порт или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала (статья 99 Основ, статья 399 КТМ РФ).

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Согласно статье 396 КТМ РФ в случае, если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

Если происшествие произошло во время плавания судна, заявление о морском протесте делается в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Статьей 397 КТМ РФ допускается возможность заявления о морском протесте в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. В этом случае причины такой задержки должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, а также опроса капитана судна и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

За совершение морского протеста в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивается государственная пошлина в размере 30 000 рублей.

Принятие заявления о морском протесте от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут осуществляться консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации на условиях взаимности.

уполномоченное государством должностное лицо, имеющее право совершать нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц).

Источник

Морской протест

В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе, информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Морской протест является одним из видов письменных доказательств, подлежащих оценке судом или арбитражем. Суд или арбитраж оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для них заранее установленной силы. В этой связи морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика).

Морской протест является самостоятельным способом обеспечения доказательств, который имеет следующие особенности:

а) при рассмотрении заявления о морском протесте не производится осмотр вещественных доказательств и не назначается экспертиза;

б) извещение о времени и месте обеспечения доказательств сторонам и заинтересованным лицам не направляется;

в) капитан и члены экипажа судна не предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ или уклонение от дачи показаний.

Наиболее часто заявление о морском протесте делается при перевозках груза. Значение морского протеста в этих случаях связано с тем, что согласно действующему законодательству РФ бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли не по вине перевозчика, лежит на нем самом. Делая заявление о морском протесте, перевозчик тем самым переносит на истца бремя доказывания вины перевозчика при утрате, повреждении или просрочке в доставке. Однако морской протест не переносит на получателя бремя доказывания вины перевозчика в утрате груза, если он не содержит указаний на вероятность наступления конкретных неблагоприятных последствий, оказавшихся предметом спора.

Заявление о морском протесте делается капитаном, на которого возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер, необходимых для обеспечения безопасности мореплавания, защиты и сохранения морской среды, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу.

Заявление о морском протесте может делаться:

В заявлении о морском протесте должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпринимались для предотвращения ущерба или его уменьшения. Описание принятых мер должно представлять собой совокупность сведений о добросовестном выполнении капитаном и экипажем своих обязанностей. Оно не может сводиться к распространенной, но слишком общей формуле «мною и моим экипажем были приняты все возможные меры по сохранению судна и груза, рекомендуемые хорошей морской практикой, однако все наши действия оказались бессильными против воздействия стихии». Например, в заявлении о морском протесте в связи с совершившимися или предполагаемыми утратой или повреждением груза должно указываться событие, которое повлекло или могло повлечь утрату или повреждение (шторм, перепады температуры), а также меры, принятые капитаном и экипажем к сохранности груза при подготовке судна к рейсу, при погрузке, креплении, во время рейса и т.д.

Заявление о морском протесте должно содержать следующие сведения:

* наименование судна и его флага,

* порты отправления и назначения,

* данные о мореходном состоянии судна,

* наименование груза, обстоятельства погрузки (размещение, крепление),

* меры, предпринимаемые экипажем во время рейса для обеспечения сохранности груза.

При описании других происшествий приводятся данные об основных маневрах судна. Сведения, излагаемые в заявлении о морском протесте, должны точно соответствовать записям в судовом журнале. Заявление подписывается капитаном судна и заверяется судовой печатью.

Подача заявления о морском протесте в Генеральное консульство

Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:

а) в портах ЮРА в течение 24 часов с момента происшествия;

б) во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порты ЮАР после происшествия.

В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия.

В случае, если окажется невозможным заявить морской протест в установленные сроки, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

Возможность заявить протест сохраняется и после истечения установленных сроков. При обращении в Генконсульство с заявлением о морском протесте после установленного срока капитан должен указать причины, по которым он не смог подать заявление своевременно. Если истечение 24-часового срока наступает в нерабочее время, капитан судна может направить в Генконсульство факсом уведомление о намерении оформить морской протест. Время направления факса приравнивается к вручению заявления
о морском протесте.

В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте должно быть сделано в первом порту захода судна. Однако иногда в силу обстоятельств рейса делать заявление в таком порту нецелесообразно, например, в случае, если судно заходит в первый порт лишь на непродолжительное время, после чего следует в порт выгрузки.

Заявление о морском протесте в отношении причинения ущерба грузу

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.

Поскольку речь идет о предполагаемом ущербе, характер которого еще точно не известен, важно, чтобы заявление об обстоятельствах погрузки, рейса и принятых мерах было сделано до открытия трюмов, т. е. до того, когда экипаж ознакомится с состоянием груза, что сведет к минимуму возможность «подгонки» заявления под уже известный характер повреждений.

Не всегда обстоятельства позволяют отложить открытие трюмов до направления заявления о морском протесте. Например, судно заходит в порт после аварии и требуется срочная выгрузка; груз находится в поврежденном трюме и задержка лишь приведет к его дальнейшей порче; судно, перевозящее скоропортящийся груз, уже задержалось в рейсе из-за тяжелых погодных условий и т. п. Во всех случаях в заявлении о морском протесте необходимо указать причины, которые потребовали начала выгрузки до заявления о морском протесте.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить в Генконсульство для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала.

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

До составления акта о морском протесте консульское должностное лицо знакомится с подлинником судового журнала, который является основным официальным документом, где объективно и с достаточной подробностью отражается непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность. Одновременно капитан должен представить в Генконсульство заверенную выписку из судового журнала, содержащую факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности: время прихода судна в порт; открывались ли люки до подачи заявления и, если открывались, чем это было вызвано; обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста и меры, принимаемые в связи с этим капитаном и экипажем. При расхождении данных, приведенных в заявлении о морском протесте, с данными судового журнала судом или арбитражем будут приниматься во внимание данные журнала.

В случае гибели судна срок на заявление о морском протесте, а также на представление выписки из судового журнала исчисляется с момента прибытия капитана в Генконсульство.

Составление акта о морском протесте

На основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляется акт о морском протесте, которое заверяется подписью консульского должностного лица и гербовой печатью.

Акт о морском протесте составляется в Генконсульстве сразу же или (по договоренности с капитаном) может быть назначена дата и время его оформления. Опрос лиц из состава экипажа судна производится «в случае необходимости». Вопрос о необходимости опроса членов экипажа решает, как правило, капитан судна. В тех случаях, когда конкретные члены экипажа в процессе исполнения своих обязанностей на судне были очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану, их показания имеют существенное значение.

Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться в качестве свидетелей происшествия, имевшего место на том судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то капитан судна, делающего заявление о морском протесте, с согласия этих лиц (а также сами члены экипажа других судов) может обратиться в Генконсульство с просьбой произвести их опрос. Данные такого опроса не включаются в акт о морском протесте.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и опрошенных свидетелей. Особое внимание обращается на полноту и точность записи полученных показаний. Показания членов экипажа сверяются консульским должностным лицом с представленным капитаном судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале консульское должностное лицо предлагает указать причину этих расхождений. Все остальные документы, если они имеются (выписки из машинного и иных журналов, акты о несчастных случаях и т. д.), в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже.

При приеме заявления капитана, опросе членов экипажа консульское должностное лицо лишь проверяет сообщаемые ему сведения и сверяет их с данными судового журнала. Консульское должностное лицо не входит в оценку представленных ему материалов.

Акт о морском протесте содержит:

— дату составления акта, фамилию и инициалы консульского должностного лица, совершившего акт, наименование консульского учреждения;

— фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;

— время прибытия судна в порт;

— время поступления от капитана заявления;

— дату, когда капитан представил в Генконсульство для обозрения судовой журнал;

— описание происшествия и принятые меры (по заявлению капитана и по за­писям судового журнала);

— фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, место жительства оп­рошенных лиц, содержание их показаний;

— номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;

— указание о размере взыскиваемого консульского сбора.

— подпись консульского должностного лица, указание его фамилии, инициалов, должности и оттиск печати Генконсульства с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Источник

Морской протест в нотариате

Понятие морского протеста

В торговом мореплавании огромную роль играет морской протест, являющийся способом обеспечить доказательства для защиты законных интересов и прав судовладельца. Это происходит в ситуациях, когда во время стоянки или плавания судна (корабля) было происшествие, которое может стать основанием предъявить владельцу имущественные требования.

В число происшествий, которые подтверждаются морскими протестами, включены навал, гибель или столкновение судна (судов), порча или утрата груза, несвоевременная подача, сжатие льдом, посадка на мель, поломка одного из механизмов, повреждение портовых сооружений, попадание в шторм, ураган, разлив нефтепродуктов и др.

Морской протест нотариат рассматривает с позиции статей 35 и 38 Основ о нотариате. Такое право на совершение морских протестов имеют консульские должностные лица. Нотариусы имеют полномочие принять заявление о морском протесте, которое было сделано в порту России, а консульское должностное лицо принимает заявление о морском протесте, совершенное в зарубежном порту.

Порядок совершения морского протеста регулирует ст. 99–101 Основ о нотариате, а также ст. 394–401 КТМ РФ. Совершая такое нотариальное действие, все консульские должностные лица и нотариусы также должны руководствоваться международными договорами и соглашениями нашей страны.

Заявление о морском протесте

В соответствии с законодательством РФ капитан делает заявление о морском протесте. Основная цель заявления, которое пишет капитан, заключается в описании реальных обстоятельств происшествия и мер, которые приняты им и экипажем судна. Меры предпринимаются для обеспечения сохранности вверенного имущества.

Заявление направляется в адрес нотариуса или консульского должностного лица в сроки, установленные законом. Они могут отличаться в соответствии с тем, где было происшествие. Общие правила о сроках заключаются в том, что, когда оно происходит в порту, то заявление должно быть сделано в течение суток с момента происшествия. Если судно находится в плавании, то срок составляет сутки с момента его прибытия (прибытия капитана в случае захвата или гибели судна) в первый порт после происшествия.

КТМ РФ содержит информацию о ситуации, когда заявление можно сделать с задержкой. Если происшествие случается в ходе плавания, то заявление подается по прибытию судна (капитана) судна в порт, который может быть не первым портом после события. Это предусмотрено для исключения существенных потерь времени и издержек, которые связаны с заходом. В этом случае в заявлении необходимо указать причины, вследствие которых протест заявить невозможно в общие установленные сроки.

Нотариус принимает заявление капитана судна о морском протесте, устанавливая момент прибытия корабля (капитана) в порт и время происшествия. Время прибытия судна (капитана) в порт, как и время происшествия, нотариус устанавливает на основе записей в судовом журнале. Если судовой журнал отсутствует (например, в случае гибели судна), то время прибытия нотариус определяет по справке, которую выдает капитан порта. При этом время происшествия нотариус берет из заявления о морском протесте, где излагаются причины гибели судового журнала и обстоятельства дела.

Если есть основания предполагать, что в ходе происшествия был причинен ущерб грузу, находящемуся на судне, то заявление делается до открытия люков. Выгрузку груза в этом случае возможно осуществить до момента подачи заявления лишь в ситуациях крайней необходимости. Нотариус проверяет этот факт, используя показания свидетелей и записи в судовом журнале, что находит отражение в акте о морском протесте, который составляется в дальнейшем. Нотариус не должен лично осуществлять проверку сохранности пломб на грузовых люках.

Доказательством подтверждения обстоятельств, указанных в заявлении о морском протесте, может являться судовой журнал, который капитан передает нотариусу вместе с заявлением или в срок не более 7 дней с момента прибытия корабля (капитана) в порт, или происшествия, когда оно происходило в порту. Передать вместе с судовым журналом нужно и выписку из судового журнала, заверенную капитаном судна. Она касается фактов, содержащихся в заявлении, включая обстоятельства происшествия, которые стали причиной для заявления; меры, которые были приняты капитаном и экипажем судна для обеспечения сохранности вверенного имущества; время прибытия судна в порт, состояние люков до момента подачи заявления, объяснение крайней необходимости выгрузки судна. Если произошла гибель судового журнала, то капитан корабля должен передавать нотариусу только заявление, в котором также должны содержаться сведения о причинах гибели судового журнала и обстоятельства, при которых это произошло.

Действия нотариуса после получения заявления

В процессе составления акта о морском протесте нотариусу необходимо совершить следующие действия:

Производя эти действия, нотариус осуществляет проверку сообщенных ему сведений на основе судового журнала или заявления о морском протесте при гибели судового журнала. Для этого не оцениваются представленные доказательства.

Акт о морском протесте нотариус составляет на основе заявления капитана, сведений из судового журнала и опросов свидетелей (капитана, членов экипажа). Он является документом, где более раскрыто должны быть изложены краткие записи судового журнала с указанием обоснованных пояснений, подтвержденных свидетельскими показаниями.

Действующее законодательство не содержит информацию о требованиях к содержанию такого акта. В рамках нотариальной практики акт содержит следующие сведения:

Заверка акта о морском протесте происходит с помощью подписи нотариуса. На нем он должен проставить оттиск гербовой печати. Акт о морском протесте должен быть составлен в 2 экземплярах, один из которых получает капитан судна, а другой включается в состав дел нотариальной службы.

Источник

Информация и разъяснения в отношении морских протестов

Морским протестом («sea protest») называется заявление капитана судна, сделанное им компетентному государственному органу в связи с имевшим на судне происшествием, которое в будущем может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных претензий. Основу морского протеста составляет описание обстоятельств происшествия и мер, предпринятых капитаном по предотвращению его последствий.

Заявление о морском протесте делается в целях защиты прав и законных интересов судовладельца с тем, чтобы доказать, что действительное или предполагаемое повреждение судна или груза произошло в результате форс-мажорных обстоятельств или таких опасностей и случайностей, за последствия которых перевозчик не отвечает.

Следует иметь в виду, что роль морского протеста ограничивается определенными пределами, одного лишь факта оформления морского протеста недостаточно для освобождения судовладельца от ответственности. Морской протест является доказательством конкретных фактов, но как любое доказательство он может быть опровергнут путем представления заинтересованными лицами других доказательств, точнее и объективнее излагающих фактические обстоятельства происшествия. Как любое другое доказательство акт о морском протесте подлежит проверке судом или арбитражем. Однако до того как содержание протеста будет опровергнуто, его официальное оформление создает официальное предположение о действительности тех обстоятельств, на которые капитан ссылается. Таким образом, заявление морского протеста переносит бремя доказательства на сторону, которая утверждает противное, и, следовательно, ставит капитана судна, защищающего интересы судовладельца, в более выгодное процессуальное положение. Судовладелец не должен представлять никаких иных доказательств, кроме протеста, до тех пор, пока содержание протеста не будет опровергнуто противной стороной.

Обстоятельства, при которых капитану рекомендуется заявлять морской протест:

1. Всякий раз, когда судно попало в погодные условия, которые могут явиться результатом повреждения груза;

2. Когда по какой-либо причине повреждено судно или есть основания предполагать о причинении такого повреждения;

3. Когда груз погружен на судно в таком состоянии, что в рейсе возможно ухудшение его качества. В этом случае, однако, протест не будет эффективен, если соответствующая оговорка не внесена в коносамент;

4. Когда вследствие непогоды не было возможности предпринять необходимые меры по проветриванию скоропортящегося груза;

5. Когда имеются какие-либо серьезные нарушения условий чартера со стороны фрахтователя или его представителя, такие как, отказ грузить судно, чрезмерные задержки грузовых операций, погрузка не оговоренного в чартере груза, отказ уплатить демередж, отказ принять коносамент в подписанной капитаном форме и т.д.;

6. Когда грузополучатель не выгружает груз или не принимает его, либо не оплачивает фрахт в соответствии с условиями чартера;

7. Во всех случаях общей аварии.

Российское законодательство о морских протестах. Морским протестам посвящена глава 19 «Совершение морских протестов» Основ законодательства Российской Федерациио нотариате (далее – Основы).

В соответствии со ст. 99 Основ нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте капитан одновременно с заявлением о морском протесте либо в срок не позднее 7 дней с момента захода судна в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.

Согласно ст. 100 Основ заявление о морском протесте подается в течение 24 часов с момента прихода судна в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение 24 часов с момента происшествия.

Если окажется невозможным заявить морской протест в установленный срок, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из экипажа составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

Морской протест заявляется:

— в порту России нотариусу или иному должностному лицу, на которое российским законодательством возлагается совершение нотариальных действий;

— в иностранном порту консулу российского консульского учреждения или компетентным должностным лицам иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства.

Если в иностранном порту отсутствует российское консульство, морской протест может быть заявлен местному нотариусу, суду либо другим органам, на которые согласно национальному законодательству возложено оформление морских протестов. До заявления морского протеста капитану судна следует ознакомиться с существующим в данной стране порядком их оформления, используя для этого содействие агента.

В российском порту принятие заявлений о морском протесте от капитанов иностранных судов о составлении в этих случаях актов о морском протесте может осуществляться соответствующими консульскими представителями иностранных государств в России на условиях взаимности, т.е. при условии, что российским консулам в соответствующем иностранном государстве разрешается принимать заявление о морском протесте и оформлять на их основании акты о морском протесте. Обычно указанные вопросы оговариваются в двусторонних консульских конвенциях.

В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации морским протестам посвящена глава 24, положения которой полностью соответствуют Основам законодательства о нотариате.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *