первая встреча на похоронах что это такое
Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами
Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.
Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:
Неоднозначные приметы
Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.
Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.
Погребальные приметы, которым уже не следуют
Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.
Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.
Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.
Магические действия на похоронах
Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:
Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.
Вопрос и ответ
В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.
Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.
Как правильно проводить душу умершего и что нужно делать в первые дни?
После смерти человека перед его родными и близкими встает важная задача – правильно проводить душу на Тот Свет. Для этого существуют особые правила, о которых вы узнаете далее.
Что делать сразу после смерти
В каждой религии имеются ритуалы, позволяющие облегчить переход души в потусторонний мир. В православном христианстве умирающих людей принято причащать и соборовать. Чтобы провести обряды, пригласите священнослужителей на дом. Лучше всего, если человек, завершающий свой земной путь, будет при этом находиться в сознании.
Пока тело усопшего еще теплое, омойте его теплой водой. Такие действия обеспечат покойному дополнительные вибрации, которые так необходимы ему в предстоящем «путешествии». Пока умерший остается дома, рекомендуется зажечь свечи в его изголовье и в ногах.
Считается, что на протяжении первых 3 дней дух находится дома, и многие члены семьи могут чувствовать его присутствие. В это время необходимо закрыть в доме все зеркала и другие отражающие поверхности. Родным покойного следует взять себя в руки, избегать истерик. Лучше побольше молиться за усопшего, облегчая таким образом его дальнейшую участь.
Как нужно поступать в течение 40 дней
Первые 40 суток после физической кончины – это период, когда душа адаптируется к своему новому состоянию. Считается, что в течение такого времени дух усопшего путешествует по земле, посещает памятные места и людей, которые были дороги для него при жизни.
На протяжении 40 дней, последующих за смертью близкого человека, ежедневно молитесь за новопреставленного. Все это время душа готовится к переходу в загробный мир и нуждается в сильной поддержке.
Проведение поминок
Поминки полагаются на 3, 9, 40 дни. Лучше всего делать их в доме, где жил умерший, пригласив только самых близких людей.
Поминки проводят, следуя определенным правилам:
На поминках обязательно должна быть кутья и блины. По традиции первый блин разламывают руками и оставляют на подоконнике для усопшего. Резать пищу для покойного нельзя, поскольку он не сможет вкусить энергетику таких продуктов. Также на подоконник ставят стакан с напитком и фотографию умершего человека.
Кроме кутьи и блинов на столе могут присутствовать каши с маслом, другие постные блюда. Из напитков подаются кисель и узвар.
Когда душа окончательно покидает наш мир
По истечении 40 дней душа прощается с нашим миром и устремляется к Господу. Перед Творцом усопший отчитывается за прожитую на земле жизнь. Считается, что чем больше молитв было прочитано до 40 дня, тем лучшей станет участь умершего после беседы с Богом.
В дату, когда покойный оставляет земной план, необходимо:
С наступлением 40 дня следует вспоминать об умершем только позитивное, хвалить его за самые лучшие поступки. В этот день читайте по несколько раз специальные молитвы, в которых просите Господа простить согрешения усопшего.
Ошибки, которые делают близкие на похоронах
Многие не знают как нужно вести себя во время погребальных церемоний, до них и после. Существуют похоронные правила во избежание ошибок на похоронах. Желательно о них знать, чтобы не накликать на себя и близких новую беду и неприятности.
. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русские. – М.: Наука, 1997. – 828 с. С. 517 – 532 (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
При выносе тела совершалось много магических обрядов. Выносили умершего обязательно ногами вперед. Так, в Калужской губернии, в д. Пучкове, до начала ХХ в. гроб выносили не на улицу, а по «проулку» на задворки и уже оттуда направлялись в церковь. Делалось это для того, чтобы покойный не нашел дорогу домой. С этой же целью похоронная процессия часто останавливалась у первого перекрестка, где гроб оборачивали по солнышку три раза. Называлось это «путать следы». В некоторых местах, например в Вологодской губернии, когда хоронили хозяина дома, вслед гробу бросали рожь, пшеницу или какое-нибудь другое зерно, чтобы и без главы семьи продолжал хорошо родиться «хлеб». Причитания сопровождали гроб с покойным до самой церкви. В некоторых местностях женщины, окружив гроб, припадали к его бокам и громко рыдали. Во время причитаний многие просили покойного передать привет в «тот мир» и сообщить об их житье-бытье умершим ранее родственникам (РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 213. Л. 4. Вологодская губерния). 522
После погребения снова служили панихиду, а затем покидали кладбище. Во многих губерниях поминовение совершали на могилах сразу после погребения: на могиле расстилали скатерть или кусок холста, на которые клали пироги, ставили мед, кутью. Нищим подавали хлеб и блины.
В Ярославской, Владимирской, Костромской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Оренбургской губерниях широко бытовал обычай подавать милостыню, называемую «первая встреча». Суть обычая в следующем. Во время выноса покойника женщина из числа его родственниц брала хлеб, кусок холста, длиной в два-три аршина, нитку и подавала эти вещи первому встречному человеку ради поминовения умершего. Мужчина, ведущий лошадь с гробом к церкви подавал, вынув из-за пазухи, кусок холста (примерно в один аршин) или что-либо печеное. Многие считали, что подавая «первую встречу», выражали тем самым пожелание, чтобы душу покойника встретили на том свете так же хорошо и ласково, как они встретили первого человека (РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 1785. Л. 5. Владимирская губерния).
После выноса покойного оставшиеся дома женщины мыли полы. В некоторых местностях считали необходимым вымыть также стены, лавки и всю посуду. Участники похоронной процессии, вернувшись с кладбища, обычно мылись в специально натопленной бане (РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 32. Л. 68. Владимирская губерния).
Умершую девушку наряжали как невесту. Считали, что души непорочных, незамужних девиц попадали сразу в рай, вот почему их называли Христовыми невестами. Похороны девушки обставлялись празднично, покойницу одевали в лучшее платье, светлой расцветки, украшали цветами, как невесту к венцу. Несли гроб девушки, одетые тоже в праздничные платья. Молодого неженатого пария хоронили также в праздничной одежде, иногда в картузе.
По всей России в отношении людей, умерших неестественной смертью (самоубийцы, опойцы, утопленники), традиционный похоронный ритуал соблюдался не полностью. Такое отношение к людям, погибшим по своей воле (вине) или по воле случая, основано на христианских предписаниях. Самоубийцу не отпевали, не взирая на то, что он мог быть самым близким человеком (отцом, сыном, мужем). По самоубийцам никогда не делали поминок. Поминать их даже дома при молитве, по народным убеждениям, считалось грехом, не говоря о церкви. Самоубийц не полагалось хоронить на кладбище (Подробнее см.: Зеленин, Очерки. ).
Как правильно вести себя на похоронах: традции и обычаи траурного обряда
Трагические вести всегда приходят неожиданно, никто не знает времени, когда придет его последний час. К смерти близких и друзей сложно подготовиться заранее. Однако знание того, как вести себя на похоронах, зачем существует те или иные обряды помогает не растеряться в тяжелые минуты и справиться с невосполнимой утратой.
Общие правила: когда и как хоронить усопшего
Традиции и обычаи регламентируют поведение на похоронах для того, чтобы помочь душе умершего уйти в иной мир как можно легче, а близким достойно проводить умершего в последний путь.
Родным необходимо правильно выбрать момент похорон, по традиции они организовываются на 3 день после смерти. Согласно установленному порядку тело покойного не предают земле в воскресенье и на Новый год, а гроб из дома не выносят до 12 часов дня или после заката солнца. Сразу после смерти человека занавешиваются зеркала и останавливаются часы. В присутствии покойного не здороваются, а приветствуют других людей кивком головы. Особые рекомендации касаются того, что нельзя делать в день похорон – говорить о покойном плохо, выносить мусор, стирать и убирать в доме, оставлять после выноса гроба открытыми двери и ворота. Близкие люди находятся в наиболее уязвимой позиции в этот трагический день. Им необходим совет, как попрощаться с покойником, что нельзя делать в эти тяжелые минуты жизни и как нужно вести себя на похоронах родственника.
Если человек умер в больнице, допустимо забрать тело из морга в церковь на отпевание или сразу отвезти на кладбище без занесения в дом. Хорошо, если найдется кто-то, кто будет не только вести панихиду, но и поможет организовать похороны. Распорядителя можно найти среди близких знакомых и родственников или нанять в бюро ритуальных услуг. Традиционно хоронить умершего у славян принято путем ингумации – придания тела земле. До принятия христианства тело не закапывали, а сжигали. Однако допускается и кремация с закапыванием урны с прахом или размещением ее в колумбарии.
Все о похоронах и поминках по православному обряду
Церковь приветствует проводы покойника в иной мир по христианским традициям в случае, если человек был крещен. Отпевать самоубийц и хоронить в пределах церковного кладбища запрещено.
Для облегчения перехода от земной жизни в вечную правильно будет пройти специальную подготовку.
После выполнения всех этих этапов и совершения заупокойной панихиды можно быть уверенным, что душу покойного примет Господь, страдания ее облегчены, а умерший сможет обрести вечную жизнь в другом месте – ином мире.
Из храма гроб с телом отправляется на кладбище. Церковнослужитель может подсказать близким, как прощаться с покойником у гроба. В конце церемонии священник запечатывает под чтение молитв и песнопений гроб умершего, насыпая крестообразно поверх предварительно подготовленную в храме, т.е. отпетую, землю.
Что нельзя делать на похоронах родственника или знакомого
Православная церковь относит черную магию к языческим суевериям, не признавая колдовства и действенность большинства его ритуалов. Однако хорошо известны обряды экзорцизма, изгнания из человека злых сущностей, которые проводят специально обученные священнослужители. Расхождения во взглядах с официальной церковью касаются и присутствие беременных женщин на похоронах. Христианство не видит ничего страшного для будущей матери в прощании с покойником, тогда как древние верования и правила этого делать не рекомендуют. В крайнем случае женщина в ожидании ребенка должна иметь при себе обереги. Не советуют идти на кладбище беременным врачи и психологии.
Для того, чтобы обезопасить от нежелательного магического влияния себя и присутствующих на прощании с умершим, необходимо знать и придерживаться ряда правил оккультного порядка:
Душе умершего человека, его энергосущности, будет легче расстаться с телом, если зеркала в доме будут занавешены на 40 дней. Православная церковь не приветствует этот обычай. Однако значение обычая состоит в том, чтобы помочь душе близкого человека освободиться от плоти и уйти в мир иной с минимальными психотравмами.
Похоронная процессия
Из дома, церкви или морга гроб несут до катафалка и на кладбище открытым. Каждый присутствующих людей на похоронах перед тем, как идти на похороны, переодевается в траурную одежду черного цвета. Женщины покрывают голову косынками. На церемонии всем раздаются платки, которые повязываются на руку или кладутся в карман. Ими люди на похоронах утирают слезы или оборачивают свечи при отпевании. После церемонии платок допустимо оставить в знак памяти об умершем или отдать в церковь.
Перед гробом в похоронной процессии несут икону и крест, который потом будет установлен на погосте. Музыкальное сопровождение допустимо, но не является обязательной частью церемонии. За крестом несут портрет покойного с траурной рамкой и награды, если таковые были у усопшего, размещенные на подушечках. Дорогу по пути следования процессии принято осыпать еловыми ветками и цветами. После портрета умершего человека несут гроб и крышку. Согласно установленном порядку первыми идут близкие родственники, далее с венками и цветами, которые просят с собой, далее следуют остальные участники процессии.
Траурную церемонию не приятно снимать на камеру или фотографировать без разрешения родственников или распорядителя похорон. Уместно будет находиться на отпевании и кладбище с выключенными мобильными телефонами.
Как прощаются с умершим
Согласно традиции люди на похоронах размещаются следующим образом: родные слева от покойного, а друзья и знакомые – справа. Присутствующие на кладбище подходят к близким усопшего, обнимают их, предлагают помощь и говорят слова соболезнования. Мужчины должны присутствовать на церемонии без шляп, кепок и шапок. Если же это невозможно из-за зимних морозов, то головные уборы снимают хотя бы на время опускания гроба в могилу в знак прощания и уважения.
Во время кладбищенской церемонии принято целовать усопшего. Подходя к покойнику, чтобы проститься, нужно стараться не наступить на полотенце, которое кладут у гроба. Не следует во время похорон посещать могилы родственников и знакомых, которые преданы земле на этом же кладбище.
Иногда близкие перед погребением выступают с гражданской панихидой. Учитывая то, что об умерших говорят либо хорошо, либо ничего, прощальная речь должна состоять из слов благодарности близкому человеку. Перед погребением с ног и рук покойного снимаются заявки, которые кладутся в гроб. После окончания ритуала на погост возлагаются венки. Накануне ухода принято, попрощавшись, недолго постоять перед могилой в молчании. После окончания похорон на кладбище на пороге дома отряхивают землю с ног, а войдя недолго держат руки над пламенем свечи для символического очищения.
Поминки – прощальная трапеза
На поминальный обед, который проводится после похорон, приглашают родственники покойного. Во время трапезы принято тихо и неспешно разговаривать, вспоминая усопшего добрым словом. На поминках можно выступить с речью от лица присутствующих, в конце спича рюмками и бокалами не чокаются. Громкий смех и речь за столом, употребление банных слов во время еды согласно правил поведения на похоронах приветствуются только в том случае, если этого хотел ушедший в иной мир человек. На прощанье в конце обеда близкие раздают приглашенным конфеты, пирожки и печенье. От них нельзя отказываться. Человек, принесший домой с поминок угощение, раздает еду членам семьи. Перед уходом с прощального обеда принято сказать родственникам слова сочувствия и утешения. Печенье и конфеты приносят и угощают соседей и других близких людей, которые не смогли присутствовать на траурной церемонии.
Обед принято во время похорон предлагать и покойнику. У его фотографии ставят стакан с водой или водкой, какую-нибудь еду, часто – кусочек хлеба. Поминки также проводятся дома в узком кругу на 9 и 40 день с момента смерти. После сороковин можно раздать близким и знакомым вещи умершего или сходить в храм и оставить там. Как попрощаться с покойником могут подсказать священнослужитель или пожилые члены семьи умершего. Однако знание ритуалов и обычаев поможет похоронить близкого человека по всем правилам, что частично облегчит горечь утраты.
Очень важная информация для тех, кто провожает в последний земной путь дорогого человека
Архимандрит Августин (Пиданов)
Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать.
Какая разница между чинопоследованием и обрядом?
Погребение является обрядом, но отпевание — нечто большее, чем просто обряд. Обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит что-то еще. Само слово «обряд» происходит от слова «обряжать», т.е. «приводить в должный вид». Например, русские священнослужители во время церемоний обряжаются, в соответствии с церковными правилами, в различные облачения. У греков, или у каких-либо других народов, эти облачения могут отличаться по форме, но суть чинопоследования, в котором они принимают участие, не изменится. Или, например, священник при проведении Таинства Венчания на словах «славой и честью венчай их» поднимает руки – это церемониальная, обрядовая сторона. Если он по ошибке или немощи не поднимет, а опустит руки, то ничего не изменится. Т.е внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется таинством, останется той же. То же самое можно сказать и о других обрядах, которые могут отличаться друг от друга по форме, но при этом будут иметь абсолютно идентичное содержание.
Есть ли разница между отпеванием и панихидой?
Панихида — это заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.
Может ли панихида быть гражданской?
Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды.
На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.
Что такое лития?
Лития – заканчивающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.
Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.
Кому может быть отказано в отпевании?
Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его.
Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и бандитов?
Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно.
Можно ли отпевать самоубийц?
Почему священники отказываются отпевать неверующих?
Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его. Только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше! Вообразите, что вы насильно вталкиваете в кабинет президента человека, который знать не хочет о существовании главы государства. Но вы не считаетесь с его мнением, и навязываете своему родственнику общение с президентом, пытаетесь заставить его обсудить с ним важные вопросы… Вы представляете себе последствия такой «медвежьей» услуги? А если это не президент, а Бог, власть которого в миллионы раз превышает власть любого президента?
Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.
Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.
Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.
Стоит ли брать с собой на похороны и поминки детей?
Ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.
Сколько стоит отпевание?
Вообще-то в церкви никаких тарифов быть не должно. Примерные суммы пожертвований да, для удобства тех, кто хочет пожертвовать. К искоренению этой постсоветской традиции постоянно призывает священноначалие.
Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.
Как проходит отпевание?
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.
Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.
Что означает венчик на голове покойного?
Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.
В какие дни отпевания не совершаются?
В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.
Существует ли заочное отпевание?
Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия и другие обстоятельства, при которых люди погибали, но их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается неоправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень вести покойного в храм, или на худой конец батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по- христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам Церкви.
Что делать родственникам умершего, если они не знают, был ли он отпет?
Само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.
Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными?
Конечно, можно. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании – это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем.
Может ли душа попасть на Небеса без отпевания?
В первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно в те времена жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом. А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И тогда было не до отпеваний. Давайте вспомним и новомучеников прошлого века, которых расстреливали сотнями. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.
Почему облачения священников так резко контрастируют с траурной одеждой скорбящих близких умершего?
В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.
Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…
В одной из своих проповедей митрополит Сурожский Антоний сказал о свечах следующее:
«На похоронах православные люди стоят с зажженными свечами. Что это значит? Свет — всегда знак радости, но радость бывает разная. Она бывает ликующая, а бывает радость среди слез. Я говорил, что в смерти мы переживаем разлуку и слишком часто забываем о том, что нас-то постигает разлука, но усопшего постигает встреча: встреча лицом к лицу с Живым Богом. И вот, стоя с зажженными свечами, с сердцем, разрывающимся от горя, с глазами, полными слез, мы все-таки помним, что совершается самое торжественное, самое величественное, что может случиться с человеком: встреча с Живым Богом. И в этом мы ему сопутствуем; мы выражаем его радость, предстоя перед ним и перед Богом с зажженными свечами.
Но эти свечи говорят еще о другом. Свет — это знак жизни, это знак победы над тьмой, над мраком. Когда мы стоим с этими свечами, мы как бы безмолвно говорим Богу: этот человек зажегся в мире, в полумраке земном, как светоч; он нам светил, приносил правду, приносил любовь; его присутствие разогнало сколько-то той тьмы земной, в которой мы так часто не находим своего пути. Он указал нам путь. Мы собраны здесь не только потому, что умер человек, любимый нами, но именно потому, что он жил, и мы о его жизни свидетельствуем этим светом».
По материалам интервью с архимандритом Августином (Пидановым)