что такое метаирония простыми словами
Что за постирония? объясняем суть самого популярного концепта десятых годов
Что такое ирония судьбы
Ирония судьбы — странная случайность, которая выглядит как насмешка высших сил над человеком. Пример: «Ирония судьбы — любитель здорового образа жизни попал под машину во время пробежки
На удивительном совпадении построена комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Главный герой, напившись, вместо друга случайно улетает из Москвы в Ленинград, едет по «своему» адресу (3-я улица Строителей, дом 25) и обнаруживает там такой же дом и такую же квартиру. В результате он влюбляется в настоящую хозяйку квартиры.
Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Что такое постирония?
Словом постирония называют состояние, где искренность трудно отличить от иронии. Если постмодернизм предполагает отказ от веры в «истину в последней инстанции», то постирония — отказ признавать, иронизирует автор или говорит всерьез. Публика не должна до конца понимать, что перед ней: издевка, шутка с двойным дном или искреннее признание.
К постиронии часто апеллируют те, кто претендует на интеллектуальный, сложный юмор. Она позволяет, с одной стороны, придать шутке дополнительный смысл, с другой — заставляет аудиторию задуматься о серьезных вещах.
Поэтому постиронию связывают с понятием о «новой искренности»: если говорить о важном с серьезным лицом не получается, это можно сделать в форме шутки. Это позволяет говорить пафосные или наивные вещи, но не подвергнуться осмеянию
Автор высказывания остается в безопасности — он всегда может сделать вид, что просто иронизировал.
В Рунете понятие «постирония» стало модным летом 2017 года. Как водится, его используют к месту и не к месту. Им обозначают и просто ироничные картинки-мемы, и попытки в издевательской манере обсуждать серьезные вещи, и просто плохие шутки.
Как описал один из пользователей The Question: постирония — «это шутка настолько несмешная, что смешная».
Пример постироничной шутки. Но это не точно
Примеры иронии в литературе
Ирония применяется в литературе реже, чем метафора или аллегория, но все равно является распространенным художественным приемом.
Мастер иронии — Н.В. Гоголь. К примеру, в поэме «Мертвые души» он высмеивает чиновника-мздоимца: «Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую
А.С. Пушкин тонко иронизирует над юным Владимиром Ленским в «Евгении Онегине», беззлобно высмеивая «ученость», которую тот усвоил за границей:
Он из Германии туманнойПривез учености плоды:Вольнолюбивые мечты,Дух пылкий и довольно странный,Всегда восторженную речьИ кудри черные до плеч.
Юз Алешковский в стихотворении, ставшем песней, со злой иронией пишет о «корифее наук» Сталине:
Что такое постирония простыми словами
Если обратиться к латинским и греческим корням этого
выражения, слепленного из двух терминов, на русский язык переводящихся как “притворный”
и “невежественный”, нетрудно догадаться об истинном значении. Постирония – это притворное
невежество. Человек говорит очевидную ерунду, подразумевая прямо
противоположные по смыслу вещи. Услышавшие постироничные высказывания люди
вынуждены немного напрячь извилины, чтобы уловить их саркастический оттенок и правильно
на них отреагировать, но иногда бывает и так, что публика недоумевает или
некорректно оценивает шутку, отчего захотевший блеснуть интеллектом человек
запросто может выставить себя не в лучшем свете.
Именно поэтому следует быть осторожным с постиронией,
находясь в одной компании с не особо образованными и понимающими людьми. Если
ваши остроты до них “не дойдут”, вас могут воспринять на полном серьезе и
посчитать за идиота. Так что лучше оставить постиронию писателям,
интеллектуалам и поэтам разных мастей (даже рэп-музыкантам). Их постироничные
высказывания публика тоже может не понять, но тогда их в худшем случае посчитают
эксцентричными и эпатажными, что творческому бизнесу пойдет только на пользу.
Постирония примеры из жизни
Еще до того, как термин “постирония” прочно обосновался в
молодежном сленге поколения Z,
сам скрывающийся за определением прием активно использовался деятелями
искусства. Взять хотя бы в качестве примера знаменитого советского актера и юмориста
Аркадия Райкина, который имел талант рассмешить людей, сохраняя абсолютно
серьезное и даже грустное выражение лица. Монологи исполнителя содержали
постиронию в больших объемах, а другие начинающие отечественные стендаперы
старались с переменным успехом копировать его манеру речи.
У современной молодежи главным переносчиком постиронии стала
всемирная паутина. Если быть точным – распространяемые через социальные сети
картинки с мемами. Такие популярные сообщества ВКонтакте, как MDK, Бухта Кэндл, LoL и другие группы
с миллионами подписчиков поспособствовали распространению постироничных
комиксов и шуток, изрядно перемешав их с юмором не самого лучшего качества.
На картинке выше – пример очевидной молодежной постиронии,
которую можно трактовать совершенно по-разному. Покажешь такую картинку людям
старшего возраста, которые когда-то обхохатывались на концертах вышеупомянутых
персонажей или смотрели их по телевизору, и они на полном серьезе задумываются
на тему того, какой из исполнителей действительно самый лучший. А вот новое
поколение, для которого все люди на картинке однозначно являются примерами низкопробного
“стариковского” юмора, уловит явное дурачество и посмеется над абсурдностью
происходящего.
Особенно популярной постирония стала после нескольких
проводившегося летом 2017 года рэп-баттла между рэперами Оксимироном и Гнойным.
Последний в течение своего выступления активно рифмовал постироничные фразы,
которые стали его визитной карточкой, и нанес оппоненту сокрушительное
поражение. Не удивительно, что молодежь очень быстро разнесла увлечение
постиронией за пределы рэп-сообщества и сделала термин популярным. Статистика
поисковых запросов наглядно показывает, откуда у нового мема ноги ростут.
Что такое метаирония простыми словами
Метаирония и новая искренность
Если постирония – это рофлян над иронией, то метаирония – это насмешка над постиронией, выставляя всю её неоднозначность напоказ:
«Xiaomi – охуенный телефон, я зарабатываю миллионы на бинарных опционах, поэтому возьму себе рэдми 4х (или любое другое, я не разбираюсь)», – это пример обычный низкосортной иронии для бомжей (не путать с сарказмом, где идет язвительная насмешка).
«Xiaomi – это довольно хорошая компания, которая выпускает отличную продукцию за свои деньги. Поэтому, по возможности, я буду брать именно её телефоны», – это уже рофлян более высокого уровня – постирония, так как не совсем понятно, так ли я считаю на самом деле.
«При наличии денег, я бы купил какой-нибудь хороший телефон за свои деньги, например, Xiaomi», – тут не совсем понятно, над чем я рофлю, вроде бы обычное предложение. Давайте разбираться.
Давайте разберем это предложение, а точнее посмотрим на него с точки зрения постиронии. Тут явно прослеживается тонкая шутка, однако она не совсем понятна из-за не скрытия реального положения дел, как в постиронии, а добавлением неопределенности. Если вы запутались, то метаиронию можно понимать как обычное предложение, в котором есть отсылка на постиронию. А чтобы было проще, то приведу другой пример:
«Вполне возможно, что твоя мама – очень даже нормальная девушка».
Вот вроде обычное предложение, но опять про мамку, хотя самого рофла в предложении нет. То есть метаирония – это некоторый скелет неопределенности, на который насаживается мясо в виде постиронии.
Теперь поговорим про немного про новую или скрытую искренность. Некоторые говорят, что постирония (или метаирония) – это новая искренность, что в корне неверно, так как эта искренность наоборот отходит от принципа насмешки и больше похожа на постконцептуализм, где мы стараемся не показывать наших реальных намерений, однако делаем это так, как, что тебе кажется, что я с тобой солидарен.
Пример прикреплён к посту. В нем мы видим компьютеры, которые подключены к сети, а значит, они что-то делают, однако мы не знаем что, ведь все стены белые (на самом деле, это экраны, которе закрашены воском), из-за чего мы не знаем реальных намеряемой этих компьютеров, так что не важно, какими будут их намерения, так как именно наши догадки создают то, что думают о нас компьютеры. Отсюда и появляется скрытая искренность, то есть для нас наши догадки и то, что показывают компьютеры, совпадает. Можно привести пример: «Голубой». Для некоторых это может быть символом пидорства, для других – королевской принадлежности, а оставшиеся подумают о чём-то другом. То есть вы сами создаёте то, чего на самом деле нет, но вам кажется, что именно это я и подразумевал.
Нихуя не просто для понимания с первого раза, поэтому эту хуету надо читать несколько раз, особенно последнее.
Спасибо за то, что вы с нами.
С любовью, Рителлинг favorite
Почему мемы стали непонятными: как работают постирония и метаюмор
Когда-то в двухтысячных мы кидали друг другу простые и прямолинейные демотиваторы. В десятых они стали сложнее, обросли сюжетом и превратились в мемы. К началу двадцатых произошла еще одна трансформация: трендом стали постирония и метаирония. Новые течения настолько отличаются от обычного юмора, что вызывают неприятие у старших поколений – они их просто не понимают.
Я помогу разобраться в юморе эпохи метамодерна, но начать придется с общего принципа работы шуток. Обещаю быть кратким.
Самая краткая теория юмора
Классическая шутка состоит из двух частей: сетап и панчлайн.
Проще говоря, мы смеемся потому, что в панчлайне натыкаемся на абсурдность, бессмысленность и несоответствие ожиданий. В шутке есть две разные системы координат, которые противоречат друг другу. Читателя смешит то, что утверждение из второй системы координат не имеет смысла в контексте первой системы.
Вот простой пример:
Бородатый анекдот: «Купил как-то раз мужик шляпу… А она ему как раз!».
В первой части используется система координат анекдота: слушатели ожидают в продолжении услышать что-то нелепое и комичное. Во второй – история завершается утверждением, нормальным с точки зрения системы координат повседневной жизни. Но в системе координат анекдота оно бессмысленно. Это и вызывает смех (вернее, вызывало, когда анекдот не был бородатым).
Как работают ирония и сарказм
В иронии в роли панча, если можно так выразиться, выступает скрытый смысл. Несмотря на буквальное значение сказанного, слова несут в себе полностью противоположный подтекст.
Герой нашей передачи – чрезвычайно честный, но проворный помощник обездоленных Сергей Мавроди.
Сарказм – более жесткий вариант иронии, сочетающийся с открытым нападением. Он сочетает слова с противоположным скрытым смыслом и агрессивное продолжение мысли открытым текстом.
Кто может быть честнее Сергея Мавроди? Только полковник Захарченко, засыпавший свою квартиру долларами.
Как работает постирония
Для постиронии сетап – это мнимая серьезность заявления и его автора. Шутка преподносится так, словно это вовсе не шутка, а реальные факты, мысли или убеждения. Панчлайном служит противоречие с имеющейся у слушателей системой координат, в которой известно, что автор не придерживается таких взглядов (или слушателям так кажется). Грань между серьезностью и глумлением оказывается размытой настолько, что вызывает вопрос: «А это он просто стебется или нет?».
К примеру, если во время президентства Трампа экс-президент Барак Обама скажет в интервью что-нибудь вроде «Я передумал. Нам нужна стена. Ее следует построить из самих мексиканцев!» и не рассмеется, это можно считать постироничным.
Яркие примеры постиронии можно найти в «Твиттере»
Как работает метаирония
Если постирония заигрывает с серьезностью, то метаирония деконструирует сложившиеся форматы. Сетапом в ней служат имеющиеся у читателей представления о жанре, событии или явлении, а панчем – противопоставление или иной способ создать несоответствие ожиданий.
Эта абсурдистская картинка, несмотря на отсутствие видимого смысла, высмеивает не только структуру обычных мемов, о создании которых у нашего пикчера есть целое руководство, но и формат других – метаироничных. Она берет за основу мемы, обыгрывающие картинки с черно-белыми фотографиями и «глубокомысленными» надписями.
Мем использует сложившиеся метаироничные штампы вроде разделения слов на части, но доводит формат до полной нелепицы: надпись бессмысленна с точки зрения нормальной логики и почти не связана с изображениями. Таким образом и создается несоответствие ожиданий – возникает противоречие с системами координат обычных и метаироничных мемов.
Для понимания метаюмора крайне важен контекст. Так вы поймете, что и чему противопоставляется. Если показать что-нибудь метаироничное моей бабушке, она просто покрутит пальцем у виска: как человек вне контекста она понятия не имеет, о чем речь и почему это должно быть смешно.
Например, на первой фотографии мем разрушает «четвертую стену» (границу, которая отделяет вымышленный мир произведения от реального мира зрителя). Кот знает, что находится в меме, знает каноны жанра – и иронизирует над ними. Человек, который далек от интернет-юмора и никогда не слышал про жанр абстрактных мемов с котами и шрифтом Lobster, сочтет картинку странной. На самом деле картинка переносит взаимодействие с самым распространенным шрифтом для мемов в контекст самого мема. Это и создает комический эффект.
Второй мем тоже не имеет никакой юмористической и смысловой ценности, если раньше вы не сталкивались с мемами про политический спектр. Обычно на них изображают представителей политических течений или отсылки к ним в юмористическом ключе. Левый верхний квадрат отвечает за «злых советских комиссаров», правый верхний – за «самодержавных империалистов», левый нижний – за «беспечных анархистов», правый нижний – за «жадных капиталистов». Сам формат мема переносится в новый контекст, что создает противоречие со сложившейся структурой.
Зритель ожидает увидеть смешные утверждения от лица разных политических сил (или карикатуры на их представителей), но встречает лишь одинаковые конфорки. И нет разницы, на какой варить.
Как видите, в пост- и метаюморе нет ничего сверхстранного или сложного. Это лишь эволюционировавший юмор иронии и мемов, который жертвует смыслом ради комизма, не собирается объяснять контекст и ориентирован на тех, кто его уже знает.
Дудь и Моргенштерн: постирония, метаирония, generation gap. Статья выпускницы ИОН на Colta.ru
Настя Усачева продолжает описывать на Кольте мир поколения Z: это уже третий подход к станку после сделанного вместе с Ксюшей Ельцовой подробного словаря зумеров и попытки завербовать в зумерские ряды коронавирус.
На этот раз поводом для трудной просветительской работы стало новое видео Юрия Дудя, который поговорил в привычной манере с рэпером Моргенштерном — и наткнулся при этом на непредвиденные, но характерные сложности.
Дисклеймер: слова автора могут не совпадать с мнением автора. А могут и совпадать, но тогда все совпадения случайны.
Если посмотреть на этот материал более пристально, станет понятно: это трехчасовой документальный фильм о понятии generation gap.
Его можно препарировать с разных точек зрения. Разумеется, смешнее всего выглядит чисто лингвистическая разница между собеседниками. Видео называется «Моргенштерн — главный шоумен России — 2020», а сам Алишер на первой минуте зовет себя «самым популярным е∗∗∗ом страны». Дело же даже не в обсценной лексике, а в том, насколько проще и честнее звучит второй вариант. Ну, а о таких вопросах Юрия Александровича, как «Какое ты музло слушаешь в плеере?» и «Поедешь на Грушинский фестиваль?», и говорить нечего — все и так понятно.
О коммуникации
Сразу избавимся от очевидного: поведение Моргенштерна в интервью можно списать на типичную шоубиз-отговорку — «это все образ». Но этот прием не учитывает двух вещей. Во-первых, ироничной искренности Алишера (о которой мы еще поговорим). Во-вторых, распространенности такого поведения среди представителей поколения Z. То, как и что он говорит, зумеры воспринимают на другом уровне и с осознанием всего контекста. Более того, они сами так друг с другом общаются. Давайте разберем пример.
В самом начале интервью Моргенштерн отвечает на вопрос про фит (совместная музыкальная композиция) с Lil Pump’ом (популярный американский рэпер), и диалог выглядит примерно следующим образом:
— Фит с Lil Pump’ом есть?
— Есть.
— Врешь?
— Да.
— Так фита нет?
— Есть.
На этом моменте в глазах Юрия Александровича можно увидеть полную беспомощность и даже немного грусти по тем годам журналистского опыта, которые переехало катком постиронии. Даже когда он пытается вернуть себе контроль над ситуацией и по-пацански просит представить какие-то доказательства, «чтобы он понимал, что это не постирония», Моргенштерн искренне интересуется: «А зачем тебе это понимать?»
На третьем уровне, однако, можно пойти и другой дорогой — метаиронией. В отличие от постиронии, в которой сохраняется цель донести нечто реальное, метаирония нужна именно для того, чтобы запутать собеседника. Чаще всего этот прием используется, когда говорящий сам находится в замешательстве и пытается скрыть этот факт. Метаирония не несет никакого смысла, кроме самого факта коммуникации. Это означающее без означаемого.
Дело в том, что зумерское общение происходит практически всегда на третьем уровне. Из этих объяснений можно сделать вывод: зумеры либо говорят правду (постирония), либо просто говорят бессмыслицу, если сами еще не разобрались (метаирония). И когда Юрий Александрович лезет со своей бритвой Оккама в красивую коммуникативную пирамиду Моргенштерна, он получает по рукам, потому что такие конструкции нельзя упрощать.
В этом и заключается generation gap: собеседники просто существуют на разных уровнях реальности суждений. Здесь кроется причина дискомфорта Дудя и одновременно удовольствия Алишера. Зумерам удобно и весело сидеть на этом третьем уровне, а когда их пытаются оттуда снять (скучными вопросами про политику и документацию), они либо снова отскакивают в сторону, либо отвечают на вопросы всерьез, но недовольно.
Другой важный разлом происходит на границе четвертой стены. Моргенштерн регулярно обращается в камеру напрямую к зрителям с советами: не покупайте кадиллак, уважайте женщин, не употребляйте наркотики, стройте бизнес. Конечно, это в первую очередь зумерская привычка раздавать всем советы. Во вторую — это осознанный подход к коммуникации. Все другие интервью на канале Дудя — это смонтированный нарратив о том, как прошло интервью. Понимая контекст, Алишер вылезает из этих рамок и стучится в экран. Media и без Моргенштерна были message, а он добавил еще один уровень смысла.
Сверху на эту деформированную структуру наслаивается еще и культурный пласт — мемы. Моргенштерн регулярно цитирует их, а Юрий Александрович либо воспринимает сказанное всерьез, либо вообще пропускает мимо ушей. Все вместе это образует бесформенное смысловое коммуникативное месиво.
О содержании
Эта ироничная искренность позволяет человеку быть самим собой, а любой 20-летний, согласитесь, амбивалентен. Он всегда одной рукой поднимает штангу, а другой делает себе дорожку мефедрона, да пожирнее, чтоб прям до передоза. Мальчик в цацках на несколько миллионов и с татухами на лице упрекает российский шоубиз в неискренности — и делает это правда от всего сердца.
Позвольте признаться за зумеров: мы одновременно еще ни в чем не разобрались и уже все поняли. У вас в 20 лет была устоявшаяся система ценностей с четкими представлениями о морали, религии и месте человека во Вселенной? Круто! Но у нас такого нет. Мы — мясо с электричеством, которое осознало, что живет на камушке в космическом пространстве. Насколько что-либо может иметь смысл при таком раскладе? Насколько мы можем испытывать искреннее уважение к той уродливой структуре общества и морали, которую вы построили?
Не поймите меня неправильно: мы не противостоим вашей системе. Нет необходимости отправлять нас читать «Отцов и детей» и гуглить «нигилизм». Мы не собираемся исправлять баги в вашем коде. Мы их видим и хотим, чтобы вы сами о них споткнулись.
Ребят, оглянитесь: вы построили общество с нормами, в которых множество лазеек. Через одну из них пролез Моргенштерн, через другую — тиктокеры, через третью — я с этим нахальным абзацем. Только, честно говоря, тут возникает проблема: проходя через эти бреши, мы деформируемся сами. Как кошка, которая вылезает из дырки между кирпичами, лохматая и слегка потерянная. Разумеется, такое читерство чревато разрушением смыслов и, как итог, личности. А вы думаете, почему у зумеров биполярка — хит сезона?